Адрес:

222410, Минская обл., г. Вилейка, ул. Партизанская, 40

Телефон приемной: +375 (1771) 4-22-11

Режим работы: 08.30 - 17.30, перерыв 13.00 - 14.00

Прием обращений граждан и юридических лиц - с 8.00

Единый телефонный номер справочной службы «одно окно» - 142

Историко-культурное наследие Вилейского района

Информация для инвестора

Перечень административных процедур, выполняемых Министерством культуры Республики Беларусь по вопросам охраны историко-культурного наследия

Историко-культурное наследие Вилейского района

Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь


В Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь включены 25 памятников, которые находятся на территории Вилейского района. Из них: 4 – истории; 7 – архитектуры( 5– культовых, 2-садово-паркового искусства ); 13 – археологии; 1- памятник природы.


Ольковичи. Костел Пресвятой Девы Марии

Первая римско-католическая святыня в Ольковичах – небольшая деревянная каплица с образом Найсвятейшей Девы Марии – была поставлена в 1966г. Позже, в 1772г., бискуп Александр Гараин, владелец Олькович, построил на свои средства деревянный костел под титулом Рождения Найсвятейшей Девы Марии.
Во ІІ половине XVIIIв. Ольковичи получили статус самостоятельной парафии. В этот период святыня представляла собой деревянный костел. Но этот комплекс не сохранился.
В XIXв., как и сегодня, ольковичский приход, в котором насчитывалось более чем 4500 человек, входил в состав Вилейского деканата. Кроме парафиального костела его обслуживали филиальный костел в д.Вязынь в д.Старинки и д.Ободовцы.
О зарождении прихода в Ольковичах местная легенда гласит, что когда здесь еще не жили люди, а шумела листвой ольховая роща, на одном из деревьев была замечена икона Девы Марии. Верующие из ближайших деревень посчитали это место святым, а икону чудотворной. Построили в ольховнике небольшую деревянную капличку, разместив икону в алтаре. В ближайшее время вокруг святыни появились первые дома. Так в ольховнике и возникло поселение, которое получило название Ольховичи. О том, что это не просто легенда, подтверждает и радиальная планировка самой деревни, в центре которой стоит костел, и архивные материалы.
Строительство нового костела из красного кирпича в неоготическом стиле началось в 1897г., и в 1905г. святыня была освящена. Костел представляет собой просторную базилику с высокой башней-звонницей на главном фасаде и 5-гранной апсидой, окруженной по периметру, как и вся святыня, трехступенчатыми контрфорсами. Интерьер поделен на три нефа многослойными колонами и пилястрами, которые несут стрельчатые арки крестовых сводов. На хорах над входом находится орган, украшенный неоготической резьбой. Интересно и то, что проект, по которому строили костел в Ольковичах, был еще не раз реализован в 1908г. в д.Каменка (Щучинский р-н Гродненской области).
У 1950-х гг. костел в Ольковичах был закрыт и приспособлен под зернохранилище. В 1989г., включен до этого времени в ранг памятников архитектуры, костел вернули верующим, и сразу же началась реставрация святыни. Костел действует и сегодня.


Камено. «Воротишин крест»

Геологический памятник природы представляет собой глыбу, сложенную среднезернистым розовым гранитом с включением кристаллов серовато-голубоватого кварца. Длина валуна составляет 3,7м, ширина – 3,5м, высота – 2,1м. Длина по периметру 10,4м, объем – 14,4м, вес – 38,2т. Принесен сожским ледником 220-150 тыс. лет назад с территории юго-западной Финляндии. При транспортировке валун длительное время находился в активной зоне ледника, где приобрел колоколовидную форму со сглаженной, почти отполированной поверхностью. На вершине валуна сохранились 2 искусственных углубления полусферической формы, а на северной боковой поверхности – ряд древних знаков (крест, остатки букв), высеченных на поверхности валуна в XII веке. На камне высечен восьмигранный крест и надписи “ІС ХС”, “НИКА”, “Воротишин хръстъ” считают что мастер Воротиша высек эти знаки. Также имеются следы значительно поврежденной нерасшифрованной надписи. Относится к так называемым «Борисовым камням» - памятник эпиграфики. Выявил в конце XIXв. К.П.Тышкевич, обследовали А.П.Сапунов и Е.Р.Романов.


Костеневичи. Костел иезуитов с брамой и оградой. 1763 год

Католическая жизнь пришла сюда в 1652г., когда Павел Лесковский, владелец этих мест, описал Костеневичи виленскому коллегиуму иезуитов и тут была основана миссия ордена. Первый парафиальный костел, построенный в 1662г. А в 1763г. на его месте был возведен каменный костел в честь Непорочного Зачатия Девы Марии.
Признанная памятником архитектуры в стиле позднего барокко, относительно небольшая в размерах, святыня представляет собой тип прямоугольного в плане костела. Главный фасад завершен фронтоном барочного типа с валютами. В интерьере под дощатым коробчатым потолком пол выложен разноцветной мозаикой. В барочном алтаре, в окружении 6 колон ионического ордера, что поддерживают многослойный карниз, в XVIIв. находилась чудесная икона Найсвятейшей Девы Марии, около нее в облаках плавали 6 ангелов (один из них держал в руках серебряную лилию). Композицию завершало изображение Святого Духа. Икона была помещена в серебряную раму, корону Богородицы украшали драгоценные камни. К сожалению, оригинальное убранство алтаря не сохранилось.
После 1773г., когда орден иезуитов прекратил своё существование, Костеневичи перешли к жмудскуму бискупу Александру Гораину, а костел передали белому духовенству. Сегодня действующий костел.


Вилейка. Крестовоздвиженский костел

В марте 1905г. Николай II объявил свободу вероисповедания. Этим он отменил привилегированное положение православия. Все религиозные культы становились равными перед законом. Католики Вилейки всё сильнее стали требовать строительства нового костела. Разрешение на возведение храма было дано Министерством внутренних дел в ноябре 1906г. в соответствии с Высочайшим Указом Правительствующего Сената от 17 апреля 1905г., после нескольких ходатайств местной католической общины. С помещиков-католиков была взята подписка о том, что необходимые средства в сумме 30 000 рублей они соберут путем добровольного в течении нескольких лет обложения по три копейки с каждой десятины принадлежащей им земли. Внутреннее оборудование здания примет на себя помещик Александр Иванович Любанский, который пожертвовал участок своей земли для строительства римско-католического костела. 21 июля 1907 г. состоялось освящение углового камня под новый костел. Автором проекта и главным руководителем строительства до 1912г. был архитектор А.Клейн. В 1912 г. строительство продолжил Н.Филиппович-Дубовик, архитектор из Вильно. 9 сентября 1913г. храм был освящен.
Костел представляет собой трехнефную базилику с развитым трансептом и высокой 4-гранной башней со стороны главного фасада. Имеет асимметричную объемно-пространственную композицию. Объемы усложнены готическими (ступенчатыми) контрфорсами, «подрезкой» невысоким рустованным цоколем из обтёсанного камня. Доминантой композиции является башня, 4 стороны которой завершены треугольными щитами с круглыми и стрельчатыми оконными проемами, углы фланкированы маленькими игольчатыми башенками. Пятигранная апсида прорезана полуциркульными оконными проемами. Торцы ответвления трансепта завершены высокими треугольными фронтонами со стрельчатыми нишами и сдвоенными оконными проемами. Портал выделен многослойными арочками. Внутри костел расписан под мозаичные арабески. Высота храма 48 м. Это памятник архитектуры неоготики.
Но за время существования очень мало использовался по своему прямому предназначению. Он был закрыт во время Первой мировой войны, когда в прифронтовой Вилейке стояли русские войска. Возможно, такая же судьба у него была и во время Второй мировой войны.
С 1946 г. костел был закрыт, использовался как склад под различную продукцию. В 1978 г. по проекту архитектора Л.Павловой храм реставрирован. 16 октября 1988г. в нем был торжественно открыт Дом искусств имени Н.Ю.Силивановича. В 1990г. святыню вернули верующим католикам. В 1991 г. началось строительство главного алтаря. Из Латвии были привезены 3 статуи по 2 метра высотой каждая: Божией Матери, св. Франциска и св. Антония, которые были размещены в боковых алтарях. В 1991 г. состоялось возвращение иконы Божьей Матери Милосердия (Остробрамской) из Костеневичского костела. Были установлены витражи, которые выполнили в г. Минске: св. Петра, св. Павла, св. Эдмунда, св. Тадеуша, св. Вероники и другие. Руками художника Эдуарда Матюшонка была обновлена фреска «Несение креста» на южном фасаде костела. Ее закрашивали красками, обливали кислотой, но изображение Христа проявлялось. В 1993 г. приобретен электрический орган. В храме редчайшая акустика – 4 секунды вибрата.


Стайки. Останки бывшей усадьбы «Двор Стайки». Вторая половина XVIII-XIX век

В I половине XVIII в. усадьба принадлежала Богдановичам герба «Богория». Первым владельцем был Северин Богданович-Дворецкий. Во II половине XVIII в. Усадьбой владел его внук Тадеуш, от которого владения перешли сыну Игнатию, затем – его внуку. В конце XIX в. владельцем был Ян, затем его сын ротмистр Михаил Богданович.
Строилась усадьба на приподнятой живописной местности среди поля в XVIII в. Тадеушем Богдановичем в стиле барокко. В конце века был возведен новый усадебный дом в стиле классицизма. Белое деревянное оштукатуренное здание было одноэтажным, стояло на высоком фундаменте. Парадный фасад был выделен четырехколонным тосканским портиком с фронтоном, в поле которого был размещен родовой герб. В доме имелось много фамильных ценностей: портреты, иконы, художественные полотна, слуцкие пояса, серебряные подсвечники и др. В доме в 1812г. останавливался Наполеон. Позже к усадебному дому пристроили правое крыло, а парк перепланировали в пейзажный. До начала XX в. сложилась усадьба, которая включала усадебный дом, парк, водную систему, двое въездных ворот, беседку, винокурню, конюшню и другие хозяйственные постройки.
На сегодняшний день усадьба включает фрагменты парка, водной системы, винокурню, хозяйственные постройки.
Винокурня построена в эклектических формах. Здание имеет типичную 3-х объемную структуру. Стены из колотого бутового камня. Фасад среднего зала имеет выразительное членение высокими оконными проемами и входными дверями.


Алгоритм взаимодействия при разработке ПЗО

Информационная записка о разработке градостроительной и землеустроительной документации

Информация о льготах и преференциях

Информационная записка о разработке градостроительной и землеустроительной документации

О применении упрщенного порядка проведения работ

По вопросам рекламы на историк-культурных ценностях

Подготовка предложений о придании культурным ценностям статуса историко-культурной ценности (практические рекомендации)

Рекомендации по расширению Госсписка

Рекомендации по Указу 527

Яндекс.Метрика
Разработка и поддержка сайта:
Группа компаний «ЦВР «ОКТЯБРЬСКИЙ»